Что такое НСОТ?


Бесплатная юридическая консультация:

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Оглавление:

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.


Бесплатная юридическая консультация:

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.


Бесплатная юридическая консультация:

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.
  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:


Бесплатная юридическая консультация:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».


Бесплатная юридическая консультация:

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Источник: http://assistentus.ru/oplata-truda/chto-takoe-nsot/


Бесплатная юридическая консультация:

Нсот в образовании в 2018 году

Учитель Учителем будет называть педагога, который только закончил педагогический институт и поступил на службу в школу. У него нет дополнительного образования и повышенной квалификации. 2. Старший учитель Помимо обучения детей старший учитель будет заниматься написанием учебных программ и проектов коррекционной работы. 3. Ведущий учитель В его обязанности будет входить координирование работы других педагогов и организация образовательного процесса. Занимаемая должность будет определять оклад и дополнительные надбавки к заработной плате. Стаж работы и дополнительные аттестационные программы помогут получить должность более высокого ранга. Ходят слухи, что для подтверждения своей квалификации будут введены платные экзамены для учителей. К чему все это приведет покажет время. Вместо заключения Низкая оплата труда учителя делает эту профессию непривлекательной для молодежи.

Что изменилось в системе оплаты труда педагогов в 2018

Вот, заживу. Учитель →Втр, 30/01/2018 — 15:53 #3 ХА ХА ХА ! Я — учитель работала продавцом ! МЕНЬШЕ ГОЛОВНОЙ БОЛИ И ЗАРПЛАТА ТАКАЯЖЕ ХА ХА ХА!Если учителем работаешь то хоть перерывы есть и окна и в туалет сходить можно и даже выходные стабильные!А прадовцов есть девиз Я люблю свою работу и приду туда в субботу и в воскресенье и там встречу все свои праздники ОТ РАБОТЫ ДОХНУТ КОНИ, НО А Я БЕССМЕРТНЫЙ ПОНИ! И как раб без перерывов рабоаешь и вызывают когда захотят! Так что лучше быть нишим учителем, чем рабским продажником! И кстати если посчитать отработаные смены без выходных и тп то учитель больше получает! Нина→Втр, 10/04/2018 — 10:04 #4 Не надо сравнивать работу продавца и педагога. Конечно, у каждой профессии есть свои достоинства и недостатки! Но профессия учителя…

Что такое нсот?

ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств: • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством; • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ; • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления. Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения. Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях: 1.

Законы рф 2018

Марьиванна сядет за парту

Все курсы опубликованные на сайте нашего института разработаны в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации, обучение в нашем институте регламентировано Федеральным законом 273 об Образовании в РФ Обратите внимание: Наши курсы необходимы для работы и прохождения аттестации. Именно такие курсы отмечен в критериях для аттестации учителей и соответствия профстандарта педагога. Наш институт является одним из лидеров в повышении квалификации и переподготовки педагогического состава России. «Дистанционное образование, безусловно, крайне важно для такой страны, как наша» В.В.

Новая система оплаты труда ректоров заработает с января 2018 года

Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика). 2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание. 3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников). 4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п. 5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.


Бесплатная юридическая консультация:

Зарплата учителей в 2018

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.

Нсот в образовании в 2018 году

  • региона – в центральном округе и в районах с суровым климатом заработная плата будет выше;
  • классного руководства – оно также повышает сумму;
  • повышения квалификации – чем своевременнее она будет производиться, тем выше вероятность повышения оплаты труда.

В основе заработной платы учителя лежат следующие составляющие: Составная часть Характеристика базовая оплата идет за ежедневный труд, характерный для педагога: ведение уроков и факультативных занятий, проверка тетрадей стимулирующая дается надбавка за разработку инновационных методик обучения или высокую успеваемость учениковкомпенсационная дополнительно оплачивается работа, связанная с особыми условиями, например, ведение коррекционного классапремиальная премия за высокие показатели труда и перевыполнение норм Исходя из приведенных выше данных заработная плата учителя должна быть высокой.

Но реалии жизни таковы, что несмотря на увеличение нагрузок педагог получает ничтожно мало. Последние новости о зарплате педагога в России Итак, задачи закона 2012 года по увеличению оплаты труда работников образовательной сферы аж на 200% не выполнены.

Всему виной кризис, начавшийся в 2014 году, повлекший дефицит бюджета и невозможность повышения заработной всем бюджетникам даже в небольшом объеме. Поэтому о достижении уровня оплаты труда педагогов до среднего по региону остается только мечтать. Сегодня средний заработок учителя по России составляет 30 тысяч рублей. Но не нужно забывать о том, что педагоги в Москве получают гораздо больше, чем работники образовательной сферы в регионах. Как изменится зарплата учителя с 1 января 2018 года Можно с уверенностью сказать, что в 2018 году заработная плата учителя все-таки повысится. И произойдет это благодаря индексации.

В 2018 году ожидается значительное повышение заработной платы учителей. Согласно планам правительства, в следующем году оплата труда учителя должна превысить 200% от средней по региону.

Ставка педагога будет зависеть от коэффициента разброса. В различных регионах дела обстоят по-разному. Не везде уверены в том, что заработная плата работников школьных учреждений превысит запланированную правительством отметку.

Бесплатная юридическая консультация:

Повышение зарплаты учителям с 1 января 2018 в России, какие будут ставки: Всё зависит от коэффициента разброса Согласно плану правительства, в следующем году планируется нововведение в школьных учреждениях. Ставка педагога будет варьироваться от коэффициента разброса. Власти устанавливают предельное соотношение между зарплатой работников одного звена. Теперь директор школы не сможет получать на порядок больше обычного учителя. А не место многим на своей работе Тета→вс, 11/02/2018 — 10:42 #24 А у нас наоборот уменьшают зарплату учителям (стимулирующие выплаты), чтобы добавить техперсоналу и практически зарплаты уже сравнялись, все на МРОТе Сафият→ср, 21/02/2018 — 13:43 #25 Дорогая Людмила на мою зарплату учителя не то что норковую шубу телогрейку приличную не купишь.А эти 4% я с большим удовольствием подарю вам если эти 240 руб сделают вам погоду.Дай бог чтобы наше правительство начиная с этого дня больших денег не видела. Ахма→ср, 07/02/2018 — 21:15 #26 Стимулирущие дают как хотят.

Коммунальные за 2017 ещё не получили. И то 1000руб в месяц. Командировочные не дают. Дагестан Гунибский район. Ника→вс, 11/02/2018 — 10:38 #27 Зарплата уменьшилась, так как фонд оплаты уменьшился, фонд оплаты уменьшился так как меньше учеников.Рождаемость уменьшается и зарплата учителей меньше.

Источник: http://buh-nds.ru/nsot-v-obrazovanii-v-2018-godu/

Что такое нсот в образовании

Относительно новый термин НСОТ расшифровать можно как новые системы оплаты труда. Аббревиатура актуальна для учреждений бюджетной сферы, то есть для служащих муниципальных и государственных структур. В чем состоят особенности такого подхода к расчету зарплаты – об этом далее.

Что такое НСОТ

В соответствии с Постановлением Правительства № 583 от 05.08.08 г. введен в действие новый метод начисления зарплаты бюджетникам. Документ вступил в силу, начиная с 01.12.08 г. С этого момента установленный Правительством НСОТ коснулся сотрудников следующих учреждений:

  • Специалистов федеральных госорганов.
  • Специалистов федеральных автономных, бюджетных и казенных структур.
  • Гражданских сотрудников воинских частей, а также их подразделений и различных приравненных к воинским учреждений, в которых законом предусмотрена военная служба, и где зарплата рассчитывается по федеральной ЕТС (единая тарифная сетка).

Введение новой системы заработной платы устанавливается федеральными госорганами по собственному персоналу; руководством учреждений, главными распорядителями средств федерального бюджета – в части персонала таких и подведомственных им структур; федеральными исполнительными органами и ГУСП Президента РФ – по гражданскому персоналу. В чем состоят основные правовые особенности НСОТ?


Бесплатная юридическая консультация:

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений – нюансы

Реформация зарплаты бюджетников обусловлена тем, что прежняя система, основанная на ЕТС, не принимает во внимание результатов работы специалиста. В целях мотивации и стимуляции персонала к повышению производительности труда Правительство разработало и продолжает совершенствовать абсолютно новый подход к оплате труда. Такая методика заменяет прежнее окладное начисление заработка, исходя из тарифов, на дифференцированный подход.

Следовательно, ранее (до НСОТ) зарплата считалась на основе базовых должностных окладов. Эти показатели брались из тарифной сетки, которая была привязана к профессиональной подготовке и уровню квалификации сотрудника. Квалификационный разряд присваивался от низшего к высшему. Новая методика, в первую очередь, учитывает результативность труда специалиста за отдельный временной период. От того, как работник осуществляет выполнение своих трудовых обязанностей (объем и качество), теперь напрямую зависит его зарплата. Материальное поощрение успешного персонала выполняет руководитель учреждения.

Из чего складывается зарплата по НСОТ (Постановление 583):

  • Базовый оклад.
  • Компенсационные выплаты.
  • Стимулирующие выплаты.

При установлении размеров базовых окладов персонала ГУП и МУП необходимо принимать во внимание утвержденные на федеральном уровне оклады по квалификационным профгруппам (стат. 144 ТК). А если такие значения Правительством РФ не установлены, организация самостоятельно определяет размеры и утверждает их в ЛНА, соглашениях, коллдоговорах и иных документах.

Выплаты компенсационного характера рассчитываются в фиксированном виде или же в проценте от базовой суммы. Такие начисления, в отличие от оклада, не являются постоянными и предназначены для возмещения отсутствия нормальных рабочих условий тем сотрудникам, которые трудятся в более сложных, специфических, обстоятельствах. К примеру, это персонал учреждений, расположенных на Крайнем Севере и т.д.

Выплаты стимулирующего характера предназначаются для мотивации работников и начисляются за рост производительности труда, то есть высокое качество работы, большие объемы и пр. Критерии оценки разрабатываются предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и нормативных требований. Точный механизм поощрения утверждается руководством в ЛНА, коллддоговорах.


Бесплатная юридическая консультация:

Обратите внимание! Зачастую бывает так, что основная часть заработной платы – это не оклад, а как раз дополнительные выплаты. Чтобы обосновать расходы на оплату труда, следует подробно прописать в ЛНА, какие именно стимулирующие суммы начисляются персоналу, в каком размере, и согласно каким критериям. Дополнительно в нормативном документообороте бюджетных учреждений устанавливается порядок расчета мотивационных выплат и выдачи компенсаций «на руки» сотрудникам.

Риски применения НСОТ

Изменения коснулись разных сфер бюджетной отрасли, прежде всего, образовательной. Многие учителя беспокоятся, насколько нововведения отразятся на их заработке. Поскольку новая система направлена на мотивацию персонала, рассуждать о преимуществах или недостатках следует, прежде всего, с позиции опыта и уровня квалификации, которые необходимы для высокого качества работы специалиста.

Если, к примеру, руководитель школы разработает эффективный порядок начисления заработка, принимающий во внимание стаж занятости специалиста, материальное положение преподавательского состава только улучшится. Если же мотивационные коэффициенты не будут утверждены в соответствии с занимаемыми должностями, начисление «голого» оклада с незначительными прибавками не даст в итоге достойного вознаграждения. Как показала практика, не во всех организациях удается сразу внедрить оптимальный порядок расчета зарплаты по НСОТ. Как же безболезненно перейти на новую методику?

Переход на новую систему

Для оперативного и юридически грамотного перехода каждое бюджетное учреждение должно разработать и утвердить порядок начисления зарплаты персоналу с учетом перемен. Более быстро этот процесс пройдет, если сотрудники не возражают против нововведений. Чтобы подтвердить согласие, необходимо написать заявление о внесение изменений. Алгоритм действий будет следующим:

  • Проведение уведомления персонала – по стат. 74 ТК минимум за 2 мес. до планируемых перемен.
  • Получение согласия работников – обязательно письменного в виде заявлений от каждого специалиста.
  • Составление новых допсоглашений к договорам с персоналом – в условиях необходимо описать новый порядок начисления зарплаты. При этом подробно указывается, из чего именно будет складываться заработок – размер оклада и компенсационных сумм, а также с какого момента изменения начнут действие.
  • Предложение иных вакансий тем сотрудникам, которые не согласны с нововведениями – по нормам стат. 74 ТК компания-работодатель обязана предложить такую работу письменно, включая нижестоящие и нижеоплачиваемые должности в данной местности. Предлагать места занятости в иных территориях разрешается только при условии, что такой пункт прописан в договоре, коллдоговоре или соглашении.
  • Увольнение тех сотрудников, которые не согласны с нововведениями или с предлагаемой работодателем другой должностью – уволить работника придется также, если у работодателя нет доступных мест иной занятости. Основание для увольнения – п. 7 ч. 1 стат. 77 ТК.

Обратите внимание! Если в связи с изменениями работодателю может грозить массовое увольнение персонала, несогласного с новой политикой, учреждение вправе установить режим неполного дня работы до истечения полугодового срока. Если же и при этом сотрудник отказывается трудиться, увольнение осуществляется по основанию из п. 2 ч. 1 стат. 81 ТК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://raszp.ru/zarplata/nsot.html

Новая система оплаты труда в образовании (стр. 1 из 2)

Система оплаты труда в учебных заведениях России давно нуждалась в корректировке. В первую очередь в связи с невысоким уровнем заработных плат в целом по стране. НСОТ помогает обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, в том числе путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе.

Введение новой системы оплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской системы — уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

Задача данной работы заключается в более подробном рассмотрении новой системы оплаты труда.

1. Законодательное и нормативное регулирование бюджетной классификации РФ


Бесплатная юридическая консультация:

Правовым основанием введения новых систем оплаты труда (НСОТ) в субъектах РФ являются статьи 29, 41 Закона РФ «Об образовании», часть 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса РФ. Однако до принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. реализация указанных законодательных положений в целях регулирования института оплаты труда затруднялась отсутствием соответствующей нормативной базы. Принятие названного закона активизировало деятельность законодательных органов субъектов РФ в сфере разработки новых систем оплаты труда педагогических работников.

С 1 сентября 2007 г. НСОТ введена в более чем 20 субъектах РФ и еще около двух десятков субъектов, в ближайшее время также будут вводить новые системы оплаты труда. Как показывает практика, на данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования. Основные принципы построения региональных систем оплаты труда были представлены Министерством образования и науки РФ в модельной методике.Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности устанавливается от 18 до 36 часов за ставку. Нормирование рабочего времени на основании ставок заработной платы позволяет установить зависимость размера заработной платы учителей от объема их учебной нагрузки. Вместе с тем есть группа педагогических должностей, оплата труда которых может строиться на основании должностных окладов. Перечень этих должностей приведен в пункте 1 постановления № 191. К ним, в частности, относятся: старшие воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д.

В соответствии с частью 3 пункта 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г. (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2007 г.) при введении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2007 г. № 663.

Данными документами рекомендуется с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605).

2. Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования


Бесплатная юридическая консультация:

К настоящему времени действует целый ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих основу для перехода на новуюотраслевую систему оплаты труда работниковобразовательных учреждений в условиях нормативного финансирования, основными из которых являются:

— Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848»

Введение нормативного подушевого финансирования имеет своим ключевым моментом отказ от постатейного финансирования издержек в пользу подушевого финансирования задач. Важно понимать, что такой переход является необходимым элементом при проведении политики децентрализации управления образовательной сферой и развития экономической самостоятельности образовательных учреждений.


Бесплатная юридическая консультация:

Использование подушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям, они ставятся в равные условия, а их финансовое благополучие зависит, прежде всего, от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемой образовательной услуги. Кроме того, выравнивание финансовых условий делает возможной содержательную оценку качества работы образовательного учреждения, что стимулирует работу коллектива, его заинтересованность в борьбе за ученика. А это, в свою очередь, создает предпосылки для связи качественных характеристик работы школы и дополнительного финансирования этого качества (выделение бюджетных средств по результатам работы).

Задача подушевого норматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств, которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случае норматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетной услуге, и эффективность расходования бюджетных средств. В этом коренное отличие норматива подушевого финансирования от тех нормативов, которые используются при расчете образовательных субвенций. Введение такого норматива в первую очередь должно расширить полномочия директора в распределении выделенных ему ресурсов. Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатное расписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетной классификации. Таким образом, введение модели подушевого нормативного бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося обеспечивает:

— обязательное доведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме, без изъятия;

— прозрачность при определении и распределении объемов бюджетного финансирования между ОУ;

— гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможность бюджетного планирования развития ОУ;


Бесплатная юридическая консультация:

— переход от финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений к финансированию поставленной перед учреждениями задачи через финансирование потребителей образовательных услуг;

— укрепление и развитие школьной автономии и экономической самостоятельности.

Нормативно-подушевой принцип должен использоваться на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения.

Главная на сегодня задача — обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, прежде всего путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе. Введение новой системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества. Предполагаются новые подходы к оплате труда:

1. Фиксированные размеры ставок, окладов за норму рабочего времени заменены на заработную плату в зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1 ученико-час).


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость заработной платы от количества отработанных учителем часов, а, во-вторых, стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов.

2. С бюджета снята нагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.

Источник: http://mirznanii.com/a/28672/novaya-sistema-oplaty-truda-v-obrazovanii

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

С 01.12.2008 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) для работников бюджетной сферы. В статье разберем особенности НСОТ в образовании: как рассчитывается зарплата педагога по НСОТ, какие доплаты и надбавки устанавливает новая система в отношении работников образования и науки.

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

Согласно системе, действующей до внедрения НСОТ, расчет оплаты труда педагога осуществлялся на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой. С декабря 2008 года в РФ введена новая программа, цель которой – повысить мотивационную составляющую оплаты труда педагога за счет внедрения новой системы надбавок и доплат.


Бесплатная юридическая консультация:

Кроме того, НСОТ реализуется целиком за счет полномочий региональных властей, за которыми закреплено право устанавливать размер повышающих коэффициентов в отношении стимулирующих выплат педагогам.

НСОТ введена постановлением Правительства №583 от 05.05.2008 года и вступила в силу с 01.12.2008 года.

Оплата труда педагога по НСОТ

Согласно НСОТ, оплата труда педагога определяется с учетом постоянной составляющей (оклада) и переменных значений (доплат, надбавок, компенсаций).

Формула для расчета зарплаты педагога имеет следующий вид:

Зарплатапедагог = Оклад + Компенсации + Надбавки,


Бесплатная юридическая консультация:

где Оклад – размер оклада, установленный согласно должности; Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда; Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.

Базовый оклад

Если ранее оклад работникам сферы образования устанавливался по Единой тарифной сетке, то в данный момент НСОТ закрепляет за региональными властями право установления базовых тарифных ставок. В настоящее время большинство регионов РФ устанавливают базовый оклад в соответствие с должностью. которую занимает педагог. Все должности работников образовательных учреждений можно разделить на 4 группы, в отношении которых и устанавливается базовый оклад.

Перечень должностей, в соответствие с которыми определяется оклад педагога, приведены ниже.

Надбавки педагогам по НСОТ: за стаж, квалификацию, образование

НСОТ предусмотрены надбавки к зарплате педагога за стаж, квалификацию и уровень образования. Размер надбавки определяется в процентном соотношении к базовому окладу и устанавливается законодательными актами региона.

Рассмотрим особенности назначения надбавок к зарплате педагога по НСОТ:


Бесплатная юридическая консультация:

В Пензенской области – от 3,5% при стаже от 3-х лет до 15% при стаже свыше 20-ти лет

· уровень образования (среднее, среднее специальное, т.п.);

· наличие высшего образования, уровень квалификации (бакалавр, специалист, магистр);

· наличие профессионального образования.

Как правило, размер надбавки устанавливается пропорционально уровню образования, с учетом наличие профобразования. При этом ряд регионов РФ не выплачивает работникам данный вид надбавки (например, Сахалинская область)

  • 10% — за полное общее образование;
  • 20% — за начальное профобразование;
  • 30% — за неполное высшее или среднее профобразование;
  • 40% — за высшее образование (бакалавр);
  • 50% — за высшее образование (специалист);
  • 60% — за высшее образование (магистр)

В Республике Адыгея:


Бесплатная юридическая консультация:

  • 10% — для кандидатов наук;
  • 15% — для докторов наук.

В Тверской области:

  • 10% — для кандидатов наук;
  • 20% — для докторов наук.

В Ханты-Мансийском автономном округе:

  • 20% — для кандидатов наук;
  • 40% — для докторов наук
  • 5% — за вторую категорию;
  • 10% — за первую категорию;
  • 15% — за высшую категорию.

В Вологодской области:

  • 5% — за вторую категорию;
  • 15% — за первую категорию;
  • 30% — за высшую категорию.

В Калужской области:

  • 9% — за вторую категорию;
  • 18% — за первую категорию;
  • 25% — за высшую категорию.

Компенсационные доплаты педагогам

При расчете зарплаты педагога учитывается сумма компенсаций, выплачиваемая в связи:

  • выполнение педагогом дополнительной работы (в том числе работа на замене);
  • совмещение должностей;
  • обучением детей с ограниченными возможностями;
  • педагогическую деятельность в сельской местности.

Также в рамках НСОТ предусмотрены прочие компенсации, выплата которых связана с интенсивностью труда и переработками.

Напомним, что согласно трудовому законодательству, педагог может быть привлечен к дополнительной работе или совместительству только при условии письменного согласия.

Коэффициент разброса

Одним из принципов НСОТ является реализация программы справедливой оплаты труда для педагогов всех уровней и направлений. В связи с этим в рамках НСОТ применяется так называемый «коэффициент разброса», который определяет соотношение между заработной платой руководящего состава учебного учреждения и доходом рядового педагога.

В соответствие с НСОТ, коэффициент разброса составляет 1:4. Это значит, что зарплата учителя общеобразовательной школы должна составлять не менее 25% от зарплаты директора этой же школы.

Данный принцип применяется в отношении всех образовательных учреждений, на которые распространяется действие постановления Правительства №583 от 05.05.2008 года.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок:

8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните:

Из других регионов РФ звоните:

Источник: http://online-buhuchet.ru/nsot-v-obrazovanii-novaya-sistema-oplaty-truda-pedagogov/

Московский центр развития кадрового потенциала образования

Бронштейн И.М., директор Школы №1468

Недавно на просторах Сети снова всплыла дискуссия о пользе или вреде новой системы оплаты труда. В сфере образования самый заметный ее противник – автор соответствующей петиции Канторович И. Петицию подписали несколько тысяч человек, а это, бесспорно, говорит о том, что в реализации принципов новой системы оплаты труда действительно есть сложные участки, требующие нашего особого внимания. Постараюсь прокомментировать тезисы, изложенные автором петиции.

1. «Деньги в стране есть!» Не могу говорить про ситуацию в стране в целом, но ситуация в московской системе образования этот тезис подтверждает. Деньги есть, и их вполне достаточно для решения задач, возложенных на образовательные организации. 2. «Экономия финансирования распределяется на премии!» Правильно будет сказать: «и на премии тоже». Дело в том, что в субсидии не определены ни фонд оплаты труда, ни фонды сопутствующих расходов. То есть, в объёме финансирования на одного учащегося нет заранее выделенного учредителем объёма на оплату труда, на приобретение учебных материалов, на уборку помещений и пр. Именно организация (а точнее, её директор) принимает решение о том, какая доля средств субсидии будет направлена на оплату труда, а какая – на сопутствующие расходы. Это решение отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности. 3. «Объём фонда оплаты труда можно снижать для достижения большей экономии». Опять же, не совсем так. Да, формально у директора (в данном случае я говорю о директоре московской школы!) есть возможность экономить на фонде оплаты труда. НО! Во-первых, ему необходимо обеспечить выполнение майских указов Президента об обеспечении уровня оплаты труда учителя не ниже среднего уровня по экономике региона. В Москве мы теперь ориентируемся не на средние значения по школе, а на значения по каждому учителю в месяц! Во-вторых, необходимо обеспечить рост качества образования (в школу с низким качеством перестанут идти дети, а значит, сократится размер субсидии, и экономия потеряет всякий смысл). А рост такой обеспечить невозможно, не привлекая к себе на работу высокопрофессиональных, высокооплачиваемых сотрудников. В-третьих, современный московский учитель умеет себя ценить. Хороший учитель легко найдет работу с оплатой втысяч, а если он еще готов дополнительное образование вести, так и вовсе с шестизначными суммами. Такой учитель точно не останется работать в школе, которая предлагает ему низкую зарплату при большой нагрузке. А значит, пострадает качество образования, и наступят последствия, описанные выше. 4. «В Центре образования «Технологии обучения» экономия вообще достигла предельных размеров». Здесь не соглашусь категорически. На сайте организации мы легко найдем план финансово-хозяйственной деятельности и увидим, что фонд оплаты труда составляет примерно 68% от общего объёма финансирования. Еще порядка 20% занимают начисления на заработную плату (налоги, другими словами). Итого, в ведении организации остается около 12%. (Подсчёт веду грубо, желающие могут уточнить приведеённые цифры). Эти средства расходуются на содержание зданий и территорий, имущества организации, приобретение учебных пособий и оборудования. 5. Теперь главное. Про распределение премий среди «приближенных». Из того же плана финансово-хозяйственной деятельности мы видим, что всего организация расходует на заработную плату 355 млн. Проведем нехитрую операцию. На сайте в разделе «Сведения о заработной плате» посмотрим количество учителей в каждом месяце и посчитаем среднее значение. У меня получилось 378. Нехитрым способом мы также считаем среднее значение по заработной плате педагогов, которое на май 2017 года составляет 73,77 тысячи рублей. Теперь умножим 73,77 на 12(месяцев) и на 378 (педагогов). Полученную цифру вычтем из общего расхода в 355 млн. Получаем 20 млн. 379 тысяч рублей. Это сумма затрат на оплату труда администрации и технического персонала в год. Таким образом, мы убедились, что наибольшая часть финансовых ресурсов в ЦО «Технологии обучения» расходуется на оплату труда именно учителей. Доля администрации и технических работников составляет менее 6%. Значит, получать завышенную заработную плату в данной ситуации могут только учителя. Есть ли среди них «приближённые» или это оплата труда за действительно высокие результаты – это уже вопрос Управляющего совета Центра. Сильно сомневаюсь в том, что внутри учительского сообщества одной организации возможна такая дифференциация, которая наглядно показана автором петиции. 6. И теперь самое главное. Глубоко убежден, что тот рывок, который сделала Москва в обеспечении массового качества образования, стал возможен благодаря нескольким главным составляющим. А именно:

  • формульное финансирование, создающее равные условия для конкуренции в качестве, а не условиях,
  • Запрет на отбор детей в организацию, заставляющий педагогические коллективы работать со всеми детьми, без исключения,
  • финансовая самостоятельность организаций, позволяющая учитывать все особенности и конкурентные условия в конкретной школе,
  • отсутствие посредников в виде окружных или муниципальных структур, отбирающих часть финансирования у школы
  • прозрачность и открытость образовательных организаций для общественного контроля. Вот, пожалуй, и всё.

И теперь выводы: 1. Я не нашёл на сайте ЦО «Технологии обучения» положения о распределении стимулирующей части. Уверен, что руководство это быстро исправит, а Ирина найдёт в нём ответы на вопросы о том, как именно распределяется стимулирующая часть оплаты труда. 2. Идея «отнять у школы экономию» — губительна, так как выводит эти деньги из управления коллектива и передаёт в централизованные органы, априори неспособные учесть специфику функционирования организации. 3. В стране есть несколько тысяч (это только подписавших. ) людей, работающих в организациях, в которых отсутствует эффективная коммуникация между сотрудниками и руководством. Отсюда и рождаются домыслы и попытки найти виновных в своём не самом лучшем положении. Коллеги-директора, это наша вина! 4. В Москве умеют ценить учителей, приводящих своих учеников к высоким результатам. Если учитель полагает, что его труд не оценен в конкретной школе, он всегда может найти работу в другой. При одном условии. Если он действительно хороший учитель.

Источник: http://mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/stolichnoe-obrazovanie-novye-smysly-i-tsennosti/15350-nsot-mify-i-realnost.html

Нсот в образовании

Относительно новый термин НСОТ расшифровать можно как новые системы оплаты труда. Аббревиатура актуальна для учреждений бюджетной сферы, то есть для служащих муниципальных и государственных структур. В чем состоят особенности такого подхода к расчету зарплаты – об этом далее.

Что такое НСОТ

В соответствии с Постановлением Правительства № 583 от 05.08.08 г. введен в действие новый метод начисления зарплаты бюджетникам. Документ вступил в силу, начиная с 01.12.08 г. С этого момента установленный Правительством НСОТ коснулся сотрудников следующих учреждений:

  • Специалистов федеральных госорганов.
  • Специалистов федеральных автономных, бюджетных и казенных структур.
  • Гражданских сотрудников воинских частей, а также их подразделений и различных приравненных к воинским учреждений, в которых законом предусмотрена военная служба, и где зарплата рассчитывается по федеральной ЕТС (единая тарифная сетка).

Введение новой системы заработной платы устанавливается федеральными госорганами по собственному персоналу; руководством учреждений, главными распорядителями средств федерального бюджета – в части персонала таких и подведомственных им структур; федеральными исполнительными органами и ГУСП Президента РФ – по гражданскому персоналу. В чем состоят основные правовые особенности НСОТ?

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений – нюансы

Реформация зарплаты бюджетников обусловлена тем, что прежняя система, основанная на ЕТС, не принимает во внимание результатов работы специалиста. В целях мотивации и стимуляции персонала к повышению производительности труда Правительство разработало и продолжает совершенствовать абсолютно новый подход к оплате труда. Такая методика заменяет прежнее окладное начисление заработка, исходя из тарифов, на дифференцированный подход.

Следовательно, ранее (до НСОТ) зарплата считалась на основе базовых должностных окладов. Эти показатели брались из тарифной сетки, которая была привязана к профессиональной подготовке и уровню квалификации сотрудника. Квалификационный разряд присваивался от низшего к высшему. Новая методика, в первую очередь, учитывает результативность труда специалиста за отдельный временной период. От того, как работник осуществляет выполнение своих трудовых обязанностей (объем и качество), теперь напрямую зависит его зарплата. Материальное поощрение успешного персонала выполняет руководитель учреждения.

Из чего складывается зарплата по НСОТ (Постановление 583):

  • Базовый оклад.
  • Компенсационные выплаты.
  • Стимулирующие выплаты.

При установлении размеров базовых окладов персонала ГУП и МУП необходимо принимать во внимание утвержденные на федеральном уровне оклады по квалификационным профгруппам (стат. 144 ТК). А если такие значения Правительством РФ не установлены, организация самостоятельно определяет размеры и утверждает их в ЛНА, соглашениях, коллдоговорах и иных документах.

Выплаты компенсационного характера рассчитываются в фиксированном виде или же в проценте от базовой суммы. Такие начисления, в отличие от оклада, не являются постоянными и предназначены для возмещения отсутствия нормальных рабочих условий тем сотрудникам, которые трудятся в более сложных, специфических, обстоятельствах. К примеру, это персонал учреждений, расположенных на Крайнем Севере и т.д.

Выплаты стимулирующего характера предназначаются для мотивации работников и начисляются за рост производительности труда, то есть высокое качество работы, большие объемы и пр. Критерии оценки разрабатываются предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и нормативных требований. Точный механизм поощрения утверждается руководством в ЛНА, коллддоговорах.

Обратите внимание! Зачастую бывает так, что основная часть заработной платы – это не оклад, а как раз дополнительные выплаты. Чтобы обосновать расходы на оплату труда, следует подробно прописать в ЛНА, какие именно стимулирующие суммы начисляются персоналу, в каком размере, и согласно каким критериям. Дополнительно в нормативном документообороте бюджетных учреждений устанавливается порядок расчета мотивационных выплат и выдачи компенсаций «на руки» сотрудникам.

Номинальная заработная плата

Риски применения НСОТ

Изменения коснулись разных сфер бюджетной отрасли, прежде всего, образовательной. Многие учителя беспокоятся, насколько нововведения отразятся на их заработке. Поскольку новая система направлена на мотивацию персонала, рассуждать о преимуществах или недостатках следует, прежде всего, с позиции опыта и уровня квалификации, которые необходимы для высокого качества работы специалиста.

Если, к примеру, руководитель школы разработает эффективный порядок начисления заработка, принимающий во внимание стаж занятости специалиста, материальное положение преподавательского состава только улучшится. Если же мотивационные коэффициенты не будут утверждены в соответствии с занимаемыми должностями, начисление «голого» оклада с незначительными прибавками не даст в итоге достойного вознаграждения. Как показала практика, не во всех организациях удается сразу внедрить оптимальный порядок расчета зарплаты по НСОТ. Как же безболезненно перейти на новую методику?

Переход на новую систему

Для оперативного и юридически грамотного перехода каждое бюджетное учреждение должно разработать и утвердить порядок начисления зарплаты персоналу с учетом перемен. Более быстро этот процесс пройдет, если сотрудники не возражают против нововведений. Чтобы подтвердить согласие, необходимо написать заявление о внесение изменений. Алгоритм действий будет следующим:
  • Проведение уведомления персонала – по стат. 74 ТК минимум за 2 мес. до планируемых перемен.
  • Получение согласия работников – обязательно письменного в виде заявлений от каждого специалиста.
  • Составление новых допсоглашений к договорам с персоналом – в условиях необходимо описать новый порядок начисления зарплаты. При этом подробно указывается, из чего именно будет складываться заработок – размер оклада и компенсационных сумм, а также с какого момента изменения начнут действие.
  • Предложение иных вакансий тем сотрудникам, которые не согласны с нововведениями – по нормам стат. 74 ТК компания-работодатель обязана предложить такую работу письменно, включая нижестоящие и нижеоплачиваемые должности в данной местности. Предлагать места занятости в иных территориях разрешается только при условии, что такой пункт прописан в договоре, коллдоговоре или соглашении.
  • Увольнение тех сотрудников, которые не согласны с нововведениями или с предлагаемой работодателем другой должностью – уволить работника придется также, если у работодателя нет доступных мест иной занятости. Основание для увольнения – п. 7 ч.

Информация по новой системе оплаты труда

Обратите внимание! Если в связи с изменениями работодателю может грозить массовое увольнение персонала, несогласного с новой политикой, учреждение вправе установить режим неполного дня работы до истечения полугодового срока. Если же и при этом сотрудник отказывается трудиться, увольнение осуществляется по основанию из п. 2 ч. 1 стат. 81 ТК.

Что такое НСОТ?

Система оплаты труда в учебных заведениях России давно нуждалась в корректировке. В первую очередь в связи с невысоким уровнем заработных плат в целом по стране. НСОТ помогает обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, в том числе путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе.

Введение новой системы оплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской системы — уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

Задача данной работы заключается в более подробном рассмотрении новой системы оплаты труда.

1. Законодательное и нормативное регулирование бюджетной классификации РФ

Правовым основанием введения новых систем оплаты труда (НСОТ) в субъектах РФ являются статьи 29, 41 Закона РФ «Об образовании», часть 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса РФ.

Нсот: за или против?

Однако до принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. реализация указанных законодательных положений в целях регулирования института оплаты труда затруднялась отсутствием соответствующей нормативной базы. Принятие названного закона активизировало деятельность законодательных органов субъектов РФ в сфере разработки новых систем оплаты труда педагогических работников.

С 1 сентября 2007 г. НСОТ введена в более чем 20 субъектах РФ и еще около двух десятков субъектов, в ближайшее время также будут вводить новые системы оплаты труда. Как показывает практика, на данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования. Основные принципы построения региональных систем оплаты труда были представлены Министерством образования и науки РФ в модельной методике.Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности устанавливается от 18 до 36 часов за ставку. Нормирование рабочего времени на основании ставок заработной платы позволяет установить зависимость размера заработной платы учителей от объема их учебной нагрузки. Вместе с тем есть группа педагогических должностей, оплата труда которых может строиться на основании должностных окладов. Перечень этих должностей приведен в пункте 1 постановления № 191. К ним, в частности, относятся: старшие воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д.

В соответствии с частью 3 пункта 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г. (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2007 г.) при введении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2007 г. № 663.

Данными документами рекомендуется с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605).

2. Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования

К настоящему времени действует целый ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих основу для перехода на новуюотраслевую систему оплаты труда работниковобразовательных учреждений в условиях нормативного финансирования, основными из которых являются:

— Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848»

Введение нормативного подушевого финансирования имеет своим ключевым моментом отказ от постатейного финансирования издержек в пользу подушевого финансирования задач. Важно понимать, что такой переход является необходимым элементом при проведении политики децентрализации управления образовательной сферой и развития экономической самостоятельности образовательных учреждений.

Использование подушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям, они ставятся в равные условия, а их финансовое благополучие зависит, прежде всего, от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемой образовательной услуги. Кроме того, выравнивание финансовых условий делает возможной содержательную оценку качества работы образовательного учреждения, что стимулирует работу коллектива, его заинтересованность в борьбе за ученика. А это, в свою очередь, создает предпосылки для связи качественных характеристик работы школы и дополнительного финансирования этого качества (выделение бюджетных средств по результатам работы).

Задача подушевого норматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств, которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случае норматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетной услуге, и эффективность расходования бюджетных средств. В этом коренное отличие норматива подушевого финансирования от тех нормативов, которые используются при расчете образовательных субвенций. Введение такого норматива в первую очередь должно расширить полномочия директора в распределении выделенных ему ресурсов. Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатное расписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетной классификации. Таким образом, введение модели подушевого нормативного бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося обеспечивает:

— обязательное доведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме, без изъятия;

— прозрачность при определении и распределении объемов бюджетного финансирования между ОУ;

— гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможность бюджетного планирования развития ОУ;

— переход от финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений к финансированию поставленной перед учреждениями задачи через финансирование потребителей образовательных услуг;

— укрепление и развитие школьной автономии и экономической самостоятельности.

Нормативно-подушевой принцип должен использоваться на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения.

Главная на сегодня задача — обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, прежде всего путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе. Введение новой системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества. Предполагаются новые подходы к оплате труда:

1. Фиксированные размеры ставок, окладов за норму рабочего времени заменены на заработную плату в зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1 ученико-час).

Таким образом, во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость заработной платы от количества отработанных учителем часов, а, во-вторых, стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов.

2. С бюджета снята нагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.

Источник: http://3zprint-msk.ru/nsot-v-obrazovanii/